Условия, в которых работает Свердловская железная дорога, можно назвать уникальными. С одной стороны, это высокая концентрация значимых для всей страны грузообразующих предприятий. С другой — географическое положение, стратегически важное для пропуска транзита. Это и транспортная основа городских агломераций в пяти регионах, и всепогодная ниточка на север, за полярный круг...
Свердловская железная дорога – мощный транспортный комплекс с большим техническим и интеллектуальным потенциалом. Магистраль соединяет европейскую и азиатскую части России, с запада на восток тянется на полторы тысячи километров и в северном направлении пересекает Полярный круг.
Являясь основой транспортной системы Пермского края, Свердловской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, по основным показателям магистраль входит в первую тройку дорог России и имеет регион обслуживания площадью 1,8 млн кв. км с населением более 10,5 млн человек.
СвЖД обеспечивает 11% всей погрузки железных дорог страны (2 место). В числе основных грузов – нефтепродукты, удобрения, строительные грузы, металлы, руда, грузы в контейнерах. Ежесуточно по дороге курсирует свыше 1300 грузовых, 400 пригородных и 60 пассажирских поездов.
СвЖД помогает предприятиям выстраивать транспортную логистику
СвЖД обеспечивает бесшовную связь между восточным и западным полигонами железных дорог, а Урал имеет огромный потенциал как центр перераспределения грузопотоков, особенно контейнерных. Для того, чтобы его можно было реализовать, СвЖД обновляет инфраструктуру для приема и отправки поездов, наращивает логистические мощности.
Со станций Свердловской магистрали отправляются грузы 34 номенклатурных групп из 42 возможных. За пять месяцев 2025 года общее количество постоянных ускоренных маршрутов для грузовых поездов достигло 252. В том числе 167 маршрутов для ускоренных контейнерных сервисов (из них 12 новых).
СвЖД по запросам грузоотправителей создает условия для отправки грузов в контейнерах там, где раньше такой возможности не было. Это позволяет формировать новые логистические цепочки, отправлять продукцию внутри страны и на экспорт. В мае СвЖД разработала ускоренный сервис по перевозке грузов в контейнерах в международном сообщении до казахской станции Достык на границе с Китаем через пункт пропуска Зауралье, который ранее для контейнерных перевозок не использовался. В Екатеринбурге со станции Аппаратная организована отправка длинносоставных контейнерных «экспрессов» . Из Тобольска ускоренные контейнерные поезда повышенной длины (100 вагонов) перевозят продукцию крупного нефтехимического холдинга в морские порты Дальнего Востока.
Активно внедряются логистические сервисы, которые помогают предприятиям снижать транспортную составляющую в конечной цене продукции. Так, услуга «Грузовой экспресс» дает клиентам возможность на опорной станции включать необходимое количество вагонов в состав регулярных поездов, курсирующих по расписанию по постоянным маршрутам. Это помогает производителям организовывать поставки готовой продукции по долгосрочным контрактам, а также осуществлять ритмичные технологические перевозки между собственными предприятиями.
СвЖД делает акцент на развитии регионального железнодорожного туризма
Флагманским туристским проектом магистрали является ретропоезд «Уральский экспресс», который курсирует по маршруту Екатеринбург – Шувакиш – Верхняя Пышма.Музей. Ретро-вагоны «Уральского экспресса» водит настоящий паровоз. В пути предусмотрена остановка на станции Шувакиш, где построены вокзал и платформа в историческом стиле, работает буфет. Для пассажиров организованы специальные фотозоны, в том числе в кабинете управляющего вокзалом, где установлена мебель и предметы интерьера в духе конца 19 века.
По пятницам любимым развлечением жителей и гостей столицы Урала стал ретротур «Вечерний Екатеринбург». Состав следует по кольцевому городскому маршруту от вокзала через станции Шарташ, Аппаратная, Шувакиш, Екатеринбург-Сортировочный.
Поездку в формате «тур выходного дня» можно совершить в духовную столицу Урала – г. Верхотурье. Расписание составлено таким образом, чтобы день пассажиры могли провести в старинном городе, а вечером вернуться обратно в Екатеринбург. Комфортабельный пригородный поезд связал уральскую столицу со старинными купеческими городами Ирбит и Туринск. Туристский поезд «Императорский вагон» сообщением Екатеринбург – Алапаевск из-за высокого спроса нарастил количество рейсов. Неизменной популярностью пользуется комфортабельный рельсовый автобус «Орлан» до природного парка «Оленьи ручьи», который с весны до глубокой осени курсирует по маршруту Екатеринбург – Михайловский Завод в режиме экспресса .
Всего в пригородном сообщении на СвЖД курсирует более 400 поездов, количество пассажиров ежегодно растет. А в мегаполисах получили поддержку проекты городских электричек: совместно с регионами СвЖД развивает варианты интеграции пригородных поездов в сеть городского общественного транспорта в Екатеринбургской, Пермской и Тюменской агломерациях.