Организация курсирования на СвЖД скоростных электропоездов «Ласточка» и «Финист»

Ласточка_500х333_1.JPG

История электропоездов «Ласточка» и «Финист» на СвЖД ведется с 2015 года. Изначально инновационные электропоезда ЭС2Г «Ласточка начали летать в Свердловской области на маршрутах от Екатеринбурга до Нижнего Тагила и Каменска-Уральского. Пассажиры высоко оценили преимущества этих поездов – комфортность, удобный график движения, оптимальную стоимость проезда. Пассажиропоток на тех направлениях, где появлялись «Ласточки», постоянно увеличивался.

28 декабря 2023 года на СвЖД совершил первый рейс полностью российский последователь «Ласточки» – электропоезд ЭС104 «Финист». Имя для нового поезда выбрали народным голосованием, которое проходило на сайте РЖД. Финист, как и Феникс, только на русский манер, – это сказочная птица, символ вечного обновления и возрождения. Такой образ в точности повторяет судьбу «Ласточки», которая прошла перерождение из полностью зарубежного электропоезда в полностью отечественный. В течении 2024 года поезда «Ласточка» на СвЖД были практически полностью заменены «Финистами».

Финист_Екб_500х333.JPG

В графике движения на 2024-2027 гг. в пригородном сообщении предусмотрено 75 поездов «Финист» и четыре поезда «Ласточка».

В Свердловской области скоростные электрички совершают более 30 рейсов в день, перевозя порядка 8 тыс. человек. Они курсируют из Екатеринбурга по семи направлениям: на север области – до Североуральска (Бокситы), Нижней Туры, Качканара и Карпинска (через Нижний Тагил), до Каменска-Уральского, до Шали (через Первоуральск и Кузино), до Красноуфимска (через Ревду). С 15 декабря 2024 года «Финисты» вышли на новый межрегиональный маршрут Екатеринбург – Каменск-Уральский – Челябинск. Перевозчик – АО «Свердловская пригородная компания».

В Пермском крае скоростные электрички появились в 2018 году на направлениях Пермь – Кунгур – Кишерть и Пермь – Верещагино. Позже добавились направления Пермь – Краснокамск и Пермь – Чусовская (город Чусовой). В 2022 году СвЖД запустила комфортабельные электрички по кольцевому маршруту в черте Перми, который связал левый и правый берега реки Камы. С 15 декабря 2024 года «Финисты» вышли на новый маршрут Пермь – Кизел. Перевозчик – АО «Пермская пригородная компания».

В дальнем следовании в 2019-2020 гг. электропоезда «Ласточка» появились на межрегиональных маршрутах Пермь – Екатеринбург, Тюмень – Екатеринбург и Екатеринбург – Курган. Поезда курсируют в формате «Дневного экспресса». Сейчас перевозки выполняют «Финисты». С 15 декабря 2024 года маршрут Екатеринбург – Тюмень был продлен до Омска. Перевозчик – Уральский филиал АО «Федеральная пассажирская компания».


Ласточка_500х333_5.JPG

Инфраструктура

Для организации курсирования «Ласточек» на СвЖД была проведена большая работа по подготовке инфраструктуры и созданию материально-технической базы для их обслуживания. На реконструкцию и ремонт путевого хозяйства, замену рельсов и стрелочных переводов между станциями Екатеринбург и Нижний Тагил было направлено более 350 млн рублей. В результате скорости движения поездов на ряде участков были повышены до 140 км/час.

Для организации беспересадочного пригородного железнодорожного маршрута Екатеринбург – Красноуфимск СвЖД cовместно с Горьковской железной дорогой, в ведении которой находится участок от Дружинино до Красноуфимска, разработала график нового поезда с минимальным временем в пути. ОАО «РЖД» предоставило два двухсистемных поезда «Ласточка» серии ЭС1, которые могут следовать по линиям с постоянным и переменным током.

В Пермском крае для запуска «Ласточки» по маршруту Пермь – Краснокамск железнодорожники провели обновление инфраструктуры на участке, который несколько десятилетий не использовался для пассажирского движения: отремонтировали свыше 8 км пути, провели усиление контактной сети, дооборудовали железнодорожный переезд на перегоне Оверята – Краснокамск. На станции Краснокамск была построена пассажирская платформа с ограждением и теневым навесом, установлено дополнительное освещение, благоустроена прилегающая территория. Также были построены новые пассажирские платформы на о.п. Рейд и о.п. Никитино, чтобы «Ласточкой» могли пользоваться жители близлежащих населенных пунктов.

Для запуска «Ласточек» на направлении Пермь-2 – Чусовская СвЖД выполнила капитальный ремонт с укладкой бесстыкового («бархатного») пути на перегонах Адищево – Ляды, Калино – Селянка и Комарихинская – Кутамыш. Такой путь позволяет повысить комфорт для пассажиров, так как поезда по нему движутся практически бесшумно, а разрешенная скорость движения еще на нескольких участках увеличилась до 100 км/час. На развитие путевого хозяйства между этими станциями было направлено более 490 млн рублей.


В «Ласточке» и «Финисте» есть все для комфортной поездки: каждый вагон оборудован климатической установкой с системой фильтрации воздуха, в салоне есть розетки для подзарядки мобильных устройств, специальные площадки для размещения крупногабаритного багажа и колясок. В головных вагонах расположены биотуалеты. Созданы условия для поездок маломобильных пассажиров. Производство «Ласточек» (а теперь «Финистов») организовано в г. Верхняя Пышма Свердловской области.


Финист