Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы

Реконструкция вокзалов – объектов культурного наследия

Уральские города (города-заводы) имеют уникальную историю. Появление железной дороги в них предопределило формирование активных градостроительных образований – транспортных узлов. При строительстве станционных зданий и сооружений архитекторы создавали яркие образы железнодорожной архитектуры, которые становились визитными карточками территорий. СвЖД уделяет особое внимание сохранению архитектурно-исторического наследия.

Вокзал Верхняя Салда

В.Салда

В 2024 году Свердловская железная дорога вернула исторический облик вокзалу Верхняя Салда в Свердловской области. Пассажирское здание и платформу оформили в стиле, характерном для вокзалов конца XIX – начала XX вв.

Во время ремонта в здании были заменены кровля, оконные и дверные блоки. Фасад облицевали отделочной доской, окна украсили аутентичными наличниками.

На платформе установили металлическое ажурное ограждение, навес, скамейки и уличные фонари «под старину». Саму платформу удлинили и расширили, уложили качественную гранитную плитку. Для удобства маломобильных граждан оборудованы пандусы. Проведено благоустройство прилегающей к вокзалу территории: сделаны пешеходные дорожки и газоны.

Следующим этапом предусмотрено обновление инженерных систем вокзала и внутренних помещений. В итоге здание будет в полной мере соответствовать современным стандартам комфорта и безопасности.

Завершить все работы планируется в 2025 году.


Ретро-вокзал Шувакиш 

Шувакиш_800х533_2.JPG

1 декабря 2022 года Свердловская железная дорога открыла на станции Шувакиш малый вокзал в ретро-стиле. Он был построен к запуску туристического ретропоезда «Уральский экспресс», курсирующего по маршруту Екатеринбург – Шувакиш – о.п. Верхняя Пышма.Музей, а сейчас обслуживает пассажиров всех пригородных поездов.

Здание и посадочная платформа воссоздают облик типичного вокзала Уральской горнозаводской железной дороги начала ХХ века. Вся мебель и предметы интерьера выполнены по эскизам того времени. Внутри для туристов организована специальная фотозона – кабинет начальника вокзала в историческом стиле, оборудованы буфет и санитарные комнаты. В центральном холле – мягкие диванчики. Все помещения адаптированы для маломобильных пассажиров. Для создания аутентичной атмосферы на платформе установлены деревянные навесы со скамейками, часы, станционный колокол и навигационный указатель в духе того времени.

В преддверии Нового года фасад здания, платформу и навесы украшают яркими гирляндами. На привокзальной территории для туристов открывают несколько специальных зимних фотозон. Перед каждым прибытием ретропоезда зажигают костровую чашу.

В летний сезон на площадке рядом с вокзалом обустроили беседку и чайный домик, высадили кустарники кизила, молодые дубы, рябину и лиственницу, разбили цветочные клумбы.


Вокзал Пермь-1

Вокзал Пермь-1_500х333.JPG

Вокзал Пермь-1, построенный в 1878 году по проекту инженеров-архитекторов Петра Шрейбера и Игнатия Быховца в неорусском стиле, является памятником культурного наследия Пермского края.

Ремонтно-реставрационные работы проведены с максимальным сохранением и восстановлением первоначального облика здания. Проект прошел Государственную экспертизу в Екатеринбургском филиале ФАУ «Главгосэкспертиза России» и получил положительную оценку.

На первоначальном этапе были восстановлены фундамент и подвальная часть здания, реконструирована кровля. Далее начались работы по восстановлению сетей жизнеобеспечения (водопровод, электричество, гидроизоляция стен и др.). Параллельно строители приступили к ремонтно-реставрационным работам: были восстановлены чугунные колонны, лепные потолки, арочные проемы, люстры, печи-камины. Все утраченные столярные изделия (оконные и дверные блоки, декоративный гребень кровли) были выполнены из древесины дуба по чер­тежам, разработанным на основании иконографических материалов исторической записки. В отделке интерьеров использован штучный паркет, натуральный гранит и керамическая плитка, воссозданная по сохранившимся образцам. На последнем этапе была проведена реставрация фасада с установкой декоративных элементов, благоустроена прилегающая территория.

В процессе ремонта были проведены также дополнительные работы, не предусмотренные проектом: восстановлены пришедшие в негодность сети городской ливневой канализации (бесхозного объекта), без которых невозможно было осуществлять дренаж здания, произведена очистка колодцев ливневой канализации от станции Пермь-1 до реки Камы.

По проекту здание разделено на функциональные части: пассажирская, технологическая и выставочно-музейная. Для пассажиров оборудован зал пригородных касс, совмещенный с залом ожидания, и санитарные комнаты. Особое внимание уделено созданию безбарьерной среды: для удобства маломобильных граждан в местах перепада высот смонтированы пандусы, оборудована специальная касса с заниженным прилавком. В технологическом блоке находятся помещения для сотрудников вокзала и станции Пермь-1. 

Вокзал Верхотурье

Вокзал Верхотурье_500х333.jpg

В 2016 году завершена реконструкция вокзального комплекса Верхотурье, который является объектом культурного наследия Свердловской области. Двухэтажное каменное пассажирское здание с двумя деревянными пристроями было возведено в 1903 году.

Ремонтно-реставрационные работы начались в 2014 году. В здании были заменены все инженерные сети и коммуникации, отреставрирован фасад, кровля и внутренние помещения. Строители скрупулезно сохранили все исторические детали, при этом функциональные решения соответствуют современным требованиям для качественного и комфортного обслуживания пассажиров.

На вокзале установили системы кондиционирования воздуха, видеонаблюдения и пожарной сигнализации, смонтировали новую систему оповещения о подходе поездов. Внутри помещения оборудовали с учетом потребностей маломобильных групп населения (имеется касса с заниженным кассовым окном и специальная туалетная комната).

Также провели реконструкцию пассажирской платформы с установкой навесов, благоустроили прилегающую территорию (в т.ч. парк на привокзальной площади). Наличие красивого и современного вокзала способствует повышению туристической привлекательности города Верхотурье – духовной столицы Урала.

Вокзал Билимбай

Вокзал Билимбай_500х333_1.JPG

В 2014 году после капитального ремонта с восстановлением исторического облика открыт вокзал на станции Билимбай. Он является одним из старейших пассажирских зданий на Свердловской магистрали: деревянный вокзал был возведен в 1909 году при строительстве железнодорожной ветки Пермь – Кунгур – Екатеринбург.

Во время последнего ремонта обновили инженерные сети и коммуникации, кровлю и фасад здания, заменили полы, оконные и дверные блоки. Сохраненный исторический облик не помешал вокзалу соответствовать современным требованиям комфорта и безопасности: зал ожидания и кассы оснащены информационно-справочными и переговорными устройствами, новой мебелью и современной навигацией. При входе в здание смонтирован пандус для маломобильных групп населения. Обновлены посадочные платформы, благоустроена прилегающая территория.

Отреставрированный в историческом стиле вокзал стал подарком поселку Билимбай, отметившему в 2014 году 280-летие.


Вокзал Пермь-1_976х356.jpg